Дух
молитвы новоначального
Здесь предлагается
учение о качестве молитвы, свойственной
начинающему идти к Господу путем
покаяния. <…> Чтение [молитв], питая
ум истиною, а сердце смирением, может
доставлять душе должное направление
в ее молитвенном подвиге и служить
к нему предуготовительным занятием.
1. Молитва есть
возношение прошений наших к Богу.
2. Основание молитвы
заключается в том, что человек —
существо падшее. Он стремится к
получению того блаженства, которое
имел, но потерял, и потому — молится.
3. Пристанище молитвы
— в великом милосердии Божием к роду
человеческому. Сын Божий для спасения
нас принес Себя Отцу Своему в
умилостивительную, примирительную
жертву — на этом основании, желая
заняться молитвой, отвергни сомнение
и двоедушие (см.: Иак. 1, 6–8). Не скажи сам
себе: «Я грешник; неужели Бог услышит
меня?». Если ты грешник, то к тебе-то и
относятся утешительные слова
Спасителя: не
приидох... призвати праведники, но
грешники на покаяние (Мф.
9, 13).
4. Приготовлением к
молитве служат: непресыщенное чрево,
отсечение попечений мечом веры,
прощение от искренности сердца всех
обид, благодарение Богу за все скорбные
случаи жизни, удаление от себя
рассеянности и мечтательности,
благоговейный страх, который так
свойственно иметь созданию, когда
оно будет допущено к беседе с Создателем
своим по неизреченной благости Создателя
к созданию.
5. Первые слова
Спасителя к падшему человечеству были:
Покайтеся,
приближися бо Царство Небесное (Мф.
4, 17). Почему, доколе не войдешь в это
Царство, стучись во врата его покаянием
и молитвою.
6. Истинная молитва
есть голос истинного покаяния. Когда
молитва не одушевлена покаянием,
тогда она не исполняет своего
назначения, тогда не благоволит о
ней Бог. Он не уничижит дух
сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно
(Пс. 50, 19).
Свт.
Игнатий (Брянчанинов).
Сочинения. Т.
2. СПб., 1905. |