Плоды
непрестанной молитвы
Спрашиваете: «Не то
ли огонек, когда стоишь на молитве с
благоговением и чувством своего
ничтожества?». Это связано с огоньком,
но при нем оно неотходно. Огонек
приходит без усмотрения. И всегда
почти через Таинства исповеди и
Святого Причастия.
Настоящая сердечная
молитва — дар благодати, подаваемой
через Таинства исповеди и Причащения.
И по послании такого дара подогревается
он теми же Таинствами. Отличительная
черта сего дара — непрерывность
молитвы, которая выражается чувством
к Богу, иногда при словах молитвенных,
а иногда без слов.
Что дает благодать,
того свой труд никак не может дать. Он
только приготовляет к принятию дара и
по получении его подогревает его —
вместе с Таинствами.
Сердечная молитва
никогда не преждевременна. Она — начало
дела. Утверждением ее в сердце дело
Божие в сердце спеется. Развивать ее
надобно, не жалея труда. Бог, видя труд,
дает искомое.
Когда углубится в
сердце молитва и осенит его теплотою,
тогда ум всегда
бывает собран и присущ в себе, оттого
быстропонятлив и сообразителен. С этого
времени все истины откровения начинают
входить в сердце, каждая в свое время,
будто внезапно, в виде озарения.
Благодать
Божия внимание ума и сердца к Богу
обращает и на Нем держит. Как ум без
действия не стоит, то, будучи к Богу
обращаем, о Боге и думает. Отсюда
память Божия — присная спутница
благодатного состояния… Память
Божия праздной не бывает, но непременно
вводит в созерцание совершенств
Божиих и Божиих дел: благости, правды,
творения, промышления, искупления,
суда и воздаяния. Все сие в совокупности
есть мир Божий, или область духовная.
Ревнующий неисходно пребывает в сей
области. Таково уж свойство ревности.
Отсюда обратное — пребывание в сей
области поддерживает и живит ревность.
Желаете соблюсти ревность? Держите все
прописанное настроение…
Поучения
святителя Феофана Затворника… |