Плоды
непрестанной молитвы
Плод молитвы —
сосредоточение внимания в сердце и
теплота. Это — естественное действие.
Достигать сего всякому можно. И
молитву сию (Иисусову) — творить всякому,
не монаху только, но и мирянину.
При таком сердечном
устроении (соединении ума с сердцем)
у человека из головы переходит все
внутрь сердца, и тогда как бы некий умный
свет озаряет его всю внутренность и что
он ни делает, ни говорит, ни помышляет
— все делает с полным сознанием и
вниманием. Он может ясно видеть тогда,
какие приходят к нему помыслы,
намерения и желания, и охотно понуждает
ум, сердце и волю на послушание Христово,
на исполнение всякой Божией и отеческой
заповеди; всякое же уклонение от них
заглаждает чувством сердечного покаяния
и сокрушения с непритворным жалением
и с приболез-ненным смиренным припаданием
к Богу, прося и ожидая свыше помощи к
своей немощи. И Бог, смотря на такое его
смирение, не лишит его Своей благодати.
По мере нашего усердия и смиренного
тщания в молитве дарует Бог первое
дарование уму нашему — собранность
и сосредоточенность в молитве. Когда
внимание к Господу делается неотходным,
то оно есть внимание благодатное: а наше
собственное внимание всегда бывает
принужденное.
Потрудитесь образовать
в сердце будто болячку какую… Труд
постоянный скоро сделает это. Тут ничего
нет особенного. Это — натуральное дело
(то, что болячка-болезнование покажется).
Но от этого и собранности более будет.
А главное — то, что Господь, видя труд,
дарует помощь и Свою благодатную
молитву. Тогда пойдут в сердце свои
порядки.
Правильце
то (умное), если вы станете продолжать
как следует, заведет болячку в сердце,
а болячка эта мысли прикует к Единому
— и блужданию мыслей конец. С этого
момента, когда Господь сподобит вас
улучить его, начнется новый перестрой
всего внутреннего — и хождение пред
Богом станет неотступное.
Поучения
святителя Феофана Затворника… |