Плоды
непрестанной молитвы
Преуспевание в
духовной жизни означается все большим
и большим сознанием своей негодности
в полном значении этого слова, без всяких
ограничений.
Путь к совершенству
есть путь к сознанию, что я и слеп, и нищ,
и наг, в непрерывной связи с которым
стоит сокрушение духа, или болезнь
и печаль о нечистоте своей, изливаемая
пред Богом, или, что то же, непрестанное
покаяние. Покаянные чувства суть
отличительные признаки истинного
подвижничества. Кто уклоняется от
них и избегает, тот уклонился от пути.
В положении начала новой жизни было
покаяние; оно же и в возрастании
должно быть и зреть вместе с ним.
Зреющий созревает в познании своей
порчи и греховности и углубляется в
сокрушенные чувства покаяния. Слезы
— мера преуспевания, а непрестанные
слезы — признак скорого очищения.
Вам дал Бог слезы.
Это добре. Надо, чтобы постоянные были.
Есть слезы в сердце, которые лучше
текущих из глаз. Из глаз текущие питают
червь тщеславия. На людях лучше удерживать
слезы, оставаясь с сердечным сокрушением.
Дух сокрушен, покаянные
чувства и слезы не сокращают силы, а
придают их, ибо поставляют душу в
отрадное состояние… Бывают и радования
духовные вперемежку с сокрушением…
Настоящее сокрушение умеет не мешать
чистому радованию — и с ним дружески
уживаться, скрываясь под ним.
Все
дело в том, чтобы навыкнуть внимание
всегда держать на Господе вездесущем
и все видящем, и всем спастися
желающем, и готовом способствовать
тому. Этот навык не даст скорбеть —
внутренняя ли, внешняя ли скорбь
беспокоит, ибо он доставляет душе
полное удовлетворение, которое,
насыщая душу, не даст места никакому
чувству скудости и недостаточества,
повергая себя и все свое в руки Господа
и порождая чувство Его непрестанного
заступления и помощи.
Поучения
святителя Феофана Затворника… |