Богомыслие
— ключ молитвы непрестанной
Прилагайте богомыслие
— и в начале, и в середине. <...>
Богомыслие есть углубленное размышление
о домостроительстве спасения или
вообще о каком-либо одном предмете,
входящем в состав его. Как проснетесь,
тотчас обозрите все — от сотворения до
Второго Пришествия, суда и решения
участи всех… Потом берите один
предмет и углубляйтесь в него, пока он
обымет сердце… И в сем творите потом
молитву… И так весь день… перемешивайте
богомыслие с молитвою. Господь близок
ко всем, призывающим Его.
Богомыслие общее
настроение поправляет и обновлялет.
Хорошо всегда доводить его до конца, то
есть ставить себя на Суде Божием, как
бы это было на деле, и затем вопить:
«Господи, помилуй!». У отцов пишется:
самое лучшее состояние в молитве —
стоять на Суде. Из богомыслия иной
предмет ближе других приляжет к
сердцу. Тогда на нем после окончания
сего дела остановиться надо подольше
и им подольше попитать себя. Этим
пролагается путь к непрестанной молитве.
Если б кто спросил:
«Как всегда быть с Господом?» — можно
смело отвечать: «Имей чувство к Господу
— и будешь с Господом…». А как чувство
иметь? Думается, одно воспоминание о
Господе уже приводит в движение чувство
к Нему. Если к сему приложить помышление
о том, что Он есть и что сделал и делает
для нас, то не знаю, чье сердце останется
нетронутым. Потому очень праведно
святые отцы почитают богомыслие, или
созерцание свойств и действий Господа,
ключом молитвы непрестанной. Потому
что от сего чувство к Богу оживает… и
с Господом соединяет.
Что
касается до правила, то относительно
сего эдак думаю: какое ни изберите себе
правило, всякое хорошо, коль скоро
держит душу в благоговеинстве пред
Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до
расшевеления души, а там самому молиться,
излагая свои нужды или без всего — Боже,
милостив буди…
Поучения
святителя Феофана Затворника… |