Из писем Валаамского
старца схиигумена Иоанна
(Алексеева)
Да, мы не должны
себе верить, пока не ляжем в гроб, и в
добродетели устоять зависит не от
нас, но от благодати Божией. А Господь
хранит за смирение; насколько человек
смирится, настолько и преуспевает в
духовной жизни. Наш должен быть труд по
самовластию, а успех зависит уже от
благодати; вот мы и должны молиться
и просить помощи у Господа. В духовной
жизни главный подвиг — молитва, молитва
требует внимания и трезвления. Я
полагаю, что ты читала о молитве, однако,
я скажу тебе, конечно, кратко, о молитве
трудно писать подробно.
Молитва имеет три
степени: 1-я — устная, 2-я — умная, 3-я —
умно-сердечная. 1-я, устная, произносится
устами, а ум гуляет, 2-я, умная молитва,
ум надо заключить в слова молитвы. На
сердце нажимать вниманием не надо;
если будет внимание в груди, тогда и
сердце будет сочувствовать. 3-я,
умно-сердечная молитва,— достояние
очень редких и дается за глубочайшее
смирение. Страстный не должен дерзать
к такой молитве, говорит св. Григорий
Синаит.
Очень
печально слышать, что священники учат
своих духовных чад во время молитвы
в уме представлять образ Cпасителя, или
Божией Матери, или какого святого.
Такой способ молитвы неправильный,
даже вредный. Знаю, что, которые так
молились, повреждали свои головы и
ходили лечиться к докторам.
Всеми силами
старайся, чтобы никого не осуждать
ни в чем. Чего себе не хочешь, того и
другим не делай и вражды не имей,
иначе молитва не будет прививаться
к сердцу.
Получил твое
письмо, пишешь, что тебя иногда во
время молитвы очень смущают хульные
помыслы; такие бывают скаредные, что
даже стыдно смотреть на иконы... Смущаться
не надо, ибо такие помыслы не наши, а
врага рода человеческого — диавола.
Просто не обращай внимания на них, и
мысли старайся обратить на какие-либо
внешние предметы. Этот диавол — хулитель,
иногда во время Божественной литургии
хулит Господа, Святые Тайны и все
божественное. <…>
|