О молитве
Господней: Да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли...
Сознавая,
что корень падения — в самоволии
нашем, мы и просим теперь Бога, чтобы
творилась не наша дурная воля,
человеческая, земная, а Божия воля,
небесная, разумная, благая, святая.
Поэтому Господь Иисус Христос, когда
книжник назвал Его Учителем
благим, считая
Его обычным человеком, сказал: Зачем
ты
называешь Меня (как
человека) благим?Никто не благ, только один Бог (ср.:
Мф. 19, 16–17).
Поэтому
и Сам Он пришел в мир по благоволению
Отца и по Своему послушанию Ему. И во
всем деле искупления творил не Свою
волю, но волю
пославшего Его
Отца
(ср.:
Ин. 6, 38)…
И этим Своим
послушанием Христос исходатайствовал
нам — Крестом Своим и смертию — прощение
у Отца Небесного, а кроме того, указал
и нам такой же путь спасения — через
непременное послушание. А это послушание
наше может проявляться в вере в Него и
в последовании Ему в жизни нашей.
Все, что Им сказано в Евангелии, безусловно,
без малейшего сомнения, истинно и
подлежит послушанию:
этому учил апостолов Дух Святой (см.:
Деян. 1, 2–3; 5, 32). Поэтому для нас обязательно
все то, чему учит нас Церковь Христова
через слово Божие, через творения
свв. отцов, через Предание, через
каноны, через духовных людей,— все
это справедливо и должно быть приемлемо
без колебаний. Во всем этом требуется
от нас послушание! От духовенства
требуется верность Церкви. <…>
Но особенно это
можно наблюдать в монастырях, этих
спасительных пристанях. Как известно,
от монашествующих требуются три
обета: послушание, целомудрие и нестяжание.
Но из них главное — послушание… Это
все мы знаем. И по очень простой
причине: если падение наше совершилось
по самоволию, то спасение требует теперь
обратного, то есть послушания,
отсечения своего ума и воли. Без
этого нет ни монашества, ни даже
христианства. И в духовной жизни
вообще требуется отречение от «своего
мнения»…
Митр. Вениамин
(Федченков) |