О молитве «Отче
наш»: Да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли...
О чем же Господь
в следующих прошениях призывает нас
молиться на этой земле? О здоровье
ли? О богатстве ли? О благополучии
ли? О многолетии ли? Можно сказать,
отчасти — да, и то немного, как увидим
в четвертом прошении, но больше заповедует
Господь молиться не об этом.
Но и на земле ответ
дается Божественный, именно: не думай
сам, а положись на волю Божию! Он лучше
нас знает, что нам и на земле нужно, что
полезно, что спасительно, что богоугодно,
что ведет нас к Царству Небесному, а мы
не знаем — лишь мечтаем, думаем. И
притом думаем об этом умом земным,
падшим, искаженным — следовательно,
неверно. Как же быть нам?
Нужно
просить Бога! Молиться Ему, чтобы Он
Сам руководил нашей жизнью, как
руководит и небесной — Ангелами,
святыми и вообще всем на небе, в мире.
Нами — невидимо. И, конечно, Он все
хочет направить к Блаженному Царству
Божию, к Небу. А потому лучше нам предаться
Его премудрости, Его воле, которой все
подчиняется на Небе в совершенстве,
в полноте, все находится во всецелом
послушании. Там, на Небе, как в Пресвятой
Троице, единый общий разум, единая воля;
как в Ангелах и святых, та же самая
Божия воля, и не может быть иначе, если
бы кто-нибудь помыслил или захотел
чего-либо иного, чем Бог, тотчас же
он духом отделился бы от Бога и должен
был бы отпасть от Него, как это было с
диаволом. Так случилось и с нашими
прародителями: они возымели свою
волю, свое желание, послушавшись лукавого
советника, клеветника, сатану, и
вкусили запрещенного древа
познания различия
между добром
и злом,
за то были тотчас же удалены Богом
из рая (см.:
Быт. 2, 17; 3, 1–24), что и именуется клятвою,
проклятием… Да
им и самим же невозможно было оставаться
с Богом: им было тяжко это…
Эта история падения,
всем нам известная, вспоминается здесь
потому, что она тесно связана с
молитвой Господней: «Да будет воля
твоя!».
Митр. Вениамин
(Федченков) |