О молитве
Господней: Да приидет Царствие Твое…
Царство
Божие, или благодать Духа Святого,—
одно и то же. И можно сказать теперь, что
Царство Божие есть
Благодатное Царство (а
не земное). Об этом Царстве мы и молимся
во втором прошении молитвы Господней.
Воистину оно есть не
от мира сего (Ин.
18, 36).
Но
хотя Царство Божие по существу своему
не
от мира сего, однако
все мы живем в сем земном царстве. И
все дни нашей жизни мы должны посвящать
исканию Благодатного Царства. Это
выяснено преподобным Серафимом в
его чудной беседе о цели христианской
жизни: все земное есть лишь средство
для основной христианской цели. Поэтому
мы обязаны упражнять все свои силы для
исполнения не только личных подвигов
(молитвы, постов, милостыни и прочего)
и для исполнения обязанностей
государственных, общественных,
семейных и так далее, как говорит апостол
Павел: Едите
ли, пьете ли, или иное что делаете, все
делайте во славу Божию (1
Кор. 10, 31),— все мы должны обращать в
«стяжание благодати Духа Святого, в
возрастание во Христа, в приобретение
Царства Божия, в приготовление к Царству
Божию, к Царству Небесному». Но оно, как
мы видели, начинается еще здесь.
Теперь
нужно нам остановиться на словах «да
приидет». В молитве Господней Царство
Божие представляется не пришедшим уже,
а желательным, просимым, будущим. Что
это значит? Это значит, что оно не
пришло еще ко мне лично, но явилось
вообще в мир, и мы молимся, чтобы Царство
Божие пришло теперь к людям… Царство
Божие, Дух Святой, благодать Божия
еще не были при (земной) жизни Господа
Иисуса Христа, они только «приблизились»
тогда (см.: Мф. 3, 2; 4, 17; Мк. 1, 14–15; Лк. 10,
9–11.— Прим.
сост.).
А пришли к людям после Жертвы за нас на
Кресте Господа Иисуса Христа, примирившего
этим
нас
с Богом (см.:
Рим. 5, 10; 2 Кор. 5, 18–20; Еф. 2, 16; Кол. 1, 20, 22).
И потому Христос Господь пророчески
праотцом Иаковом наименован
Примирителем
(Быт.
49, 10).
Митр. Вениамин (Федченков). |