О молитве «Отче
наш»: Да приидет Царствие Твое…
…Теперь
мы подходим к вопросу: что же есть
Царство Божие? Но прежде всего мы укажем,
что не есть Царство Божие. Вообще мы
скажем, что Царство Божие не есть что-либо
внешнее, например, какая-нибудь даже
самая идеальная форма государственного
или общественного устройства, хотя бы
допустить мечту народа о мире народов,
прекращении войн, даже болезней,
полном довольстве, культуре и т. д.
Все это было бы лишь внешним,
материально-душевным, земным царством
человеческим, но не Царством Божиим.
Царство
Мое,—
сказал Сам основатель его Господь Иисус
Христос Пилату,— не
от мира сего… Царство Мое не отсюда
(Ин.
18, 36).
Если
же Царство Божие не земное, что же оно?
Это человеку неопытному трудно понять,
потому что не с чем поставить в
сравнение, в аналогию. Например,
сладкая пища, отличное питие и даже
мир в душе и радость земная, кажется,
могли бы быть хоть аналогией для Царства
Божия. Но апостол Павел прямо говорит,
что Царствие
Божие не пища
и
питие. А
что же? — Праведность
и мир и радость. Какие?
Опять не земные, но во
Святом Духе (Рим.
14, 17). Это еще мудрее и неопытному
непостижимее! И Господь Сам говорит
ученикам на Тайной Вечере: Отныне
не буду пить от плода сего лозного до
того дня, когда буду пить с вами новое
вино в Царстве Отца Моего (ср.:
Мф. 26, 29). Здесь обращают наше внимание
на себя и новое
вино,
и Царство
Отца. Господь
берет сравнение от земли, но прибавляет:
новое, т. е. иное, чем земное, вино. И
притом это будет в Царстве Отца. Это
слово — Отца
—
употребляется Господом Иисусом Христом
часто (см.: Мф. 13, 43; 1 Кор. 15, 24). Первое
употребляется как сравнение с веселием
от вина (см.: Пс. 103, 15), но совершенно не
земное, а новое.
Второе слово гораздо непостижимее:
почему это Царство называется Царством
Отца? Господь
Иисус Христос говорил с учениками
как Человек, а все Божественное Он
относил к Отцу Своему; для евреев это
было приемлемее, в противоположность
земному…
Митр. Вениамин
(Федченков) |