О молитве
Господней: Да приидет Царствие Твое…
Таково второе
прошение. Как мы видели, прежде всего
мы желали славы для Бога, чтобы имя
Его прославлялось. Теперь мы молимся,
чтобы Его Царство пришло к нам. Не
говорим: «на землю», чтобы кто не
подумал, что Царство Божие — это
благополучное житие на этой земле.
Нет, эту мысль сначала же нужно отвергнуть!
Такое царствие совсем не Божие, а
человеческое, земное. Между тем некоторые
именно так и склонны понимать Царство
Божие — как земное благоденствие, в
какое включается и нравственное
состояние общества: любовь, чистота,
образованность, мир, экономическое
довольство, отсутствие войн, повышение
культуры и т. п. Значит, тогда не будут
нужны ни суды, ни темницы, никакое иное
наказание, потому что не за что будет
и наказывать, все будут хороши! Будет
Царство Божие на земле! Присоединится
к этому и вера в Бога.
Но это
совсем не Царство Божие. Это — царство
человеческое, земное, только
благополучное и благочестивое. Бог
же при таком понимании будет лишь
средством или устроителем такого
блаженного общества. Значит, не Бог
является целью нашего стремления и не
Его общение с нами, как это видели мы в
первом прошении и в воззвании о
Небесном Боге Отце, а, собственно,
лишь орудием для нас, для нашей жизни
на этой земле. Отсюда уже ясно для
нас, что такое царство не Божие, а наше,
человеческое, земное. И так веровали
не только безрелигиозные люди (только
без Бога), но и некоторые верующие,
даже ученые священнослужители. Я
знал таких лично. <…>
Но такое понимание
никого не удовлетворит: ни искренно
верующих, поскольку вся их жизнь
сосредоточена в Боге; ни безрелигиозных
людей, поскольку им Бог совсем не нужен,
они и без Него надеются устроить это
благо, и даже им Бог, вера в Него мешают
такому устройству, ибо раздваивают
человека и притом смиряют его, тогда
как для царства земного нужны люди
«новые», гордые, уверенные, «сильные»,
как они думают…
Митр. Вениамин
(Федченков) |