О молитве
Господней: Да святится имя Твое…
Как
же мы можем «святить» имя Его? Обыкновенно
на это привыкли отвечать, что мы, люди,
должны «святить» Его своими добрыми,
святыми делами. Это, конечно, тоже верно.
Но, по моему размышлению, это лишь один
из видов «священия», и притом совсем не
главный. Не сказано Спасителем: «Будем
(мы) святить», а вообще: «Да святится».
И это не случайно изречено: Сам Сын
Божий учит нас! Я даже полагаю, что
сказать так («мы должны святить своими
делами») не было бы смиренно для
человека молящегося: так говорить
можно лишь тогда, когда мы могли бы и
думать о себе, что способны и годны на
это. Смиренно ли так думать о себе?
Конечно, можно смотреть на это
«священие»-прославление как на наш
долг, обязанность. Потому и говорится
в Писании: Тела ваши суть храм живущего в вас Святого
Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы
не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою,
т.
е. Жертвою Христовой, Искуплением.Посему
прославляйте Бога (святите)
и
в телах ваших и в душах ваших, которые
суть
Божии (1
Кор. 6, 19–20). Но гораздо понятнее и
естественнее будет, когда мы, молящиеся,
да еще и грешники, не дерзаем думать
о «прославлении», а хотя бы о том, чтобы
не бесчестить имя Божие, не бесславить
Его, не хулить Его своими дурными
делами. Об этом часто напоминается
в Писании. Всякий
день имя Мое бесславится (Ис.
52, 5). Обесславили
имя Мое (Иер.
34, 16), то есть злыми делами и грехами.
Потому апостол укоряет евреев: Хвалишься
законом, а преступлением закона бесчестишь
Бога? Ибо ради вас (преступлений
избранного народа), как
написано, имя Божие хулится у язычников(Рим.
2, 23–24). И несомненно, читая первое
прошение, и можно думать, и нужно
страшиться, чтобы за мои дурные дела
не хулилось имя Божие. А что касается
прославления, то это уже удел святых и
праведных людей: праведные
будут славить имя Твое
(Пс.
139, 14)…
Митр. Вениамин (Федченков). |