Из писем Валаамского
старца схиигумена Иоанна
(Алексеева)
<…>
Бог благословит — трудись, ибо молитва
в духовной жизни — главное делание:
однако знай, насколько она высока и
полезна, настолько и достается дорогой
ценой, т. е. большими трудами. Прп. Агафон
сказал: «Ничего нет труднее, как молиться
Богу, и молитва до последней минуты
жизни требует борьбы». А чтобы она шла
успешнее, постарайся, насколько
сможешь, исполнять три условия: иметь
чистою совесть к Богу, людям и к вещам.
К Богу — старайся исполнять евангельские
заповеди, к людям — чтобы не осуждать
и не враждовать, к вещам — пользоваться
не пристрастно. Это
приготовительные
условия.
А упражняйся в
молитве так: в уме не надо представлять
Бога и Богородицу или святых, ум заключай
в слова молитвы и внимание держи в
верхней части груди, ибо внимание —
душа молитвы. На сердце не надо нажимать
вниманием, если будет внимание в
груди, тогда и сердце будет сочувствовать.
К умилению и слезам не надо стремиться,
а когда это само по себе придет и теплота
сердечная, то остановись на этом, пока
это не кончится: думать не надо, что
что-то великое получила. Это бывает
естественно от сосредоточения, но
это не прелесть.
Вот что еще скажу
на всякий случай: хоть у редких и редко
бывает, слезы польются просто струей,
люди все покажутся просто святыми,
врагов нет, теплота пойдет по всему
телу, но не кровяная, а особенная,
благодатная, так, что на ногах не
устоишь, надо садиться или ложиться.
Это посетил небесный гость, тот только
и знает, кто сам это испытал, посторонним
непонятно. В молитве подражай
евангельской вдовице (см.: Лк. 18, 2–5).
<…> Не удивляйся,
что страсти сидят в тебе; они напоминают,
что мы человецы, и смиряют нас; бойся
самомнения и диавольской гордыни. Еще
знай, что устоять в добродетели зависит
не от нас, а от благодати Божией, а
благодать хранит за смирение. Прп. Исаак
Сирский говорит: «Если трудишься в
какой добродетели и не видишь плода и
успеха, не дивись, ибо Господь дает
дарование не за труд, а за смирение».
Письма Валаамского
старца схиигумена Иоанна. М., 1997 |