Из
Слова в Неделю 11-ю по Пятидесятнице: о
прощении ближних
Ясно, что и мы должны
любить тех, кого Сам Господь любит;
и мы должны быть так же милосерды,
как милосерд Отец наш Небесный.
Такой-то именно любви, то есть любви к
добрым и злым, и такого-то милосердия
по Своему великому человеколюбию и
требует от нас Спаситель: Любите
врагов ваших,—
говорит Он,— благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящим
вас и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас (Мф.
5, 44). И кто из христиан этой любви и
милосердия ко всем, в том числе и к врагам
своим, не имеет и не проявляет, тот по
учению Спасителя не вправе считать
себя и истинным христианином — членом
Христианского Царства любви и мира.
Но мы, грешники, очень
часто не трогаемся человеколюбием
и милосердием к нам Господа... Поэтому
Господь и побуждает нас к милосердию
строгостью Своего правосудия. По
Своему человеколюбию и милосердию
Господь готов простить нам великие
грехи наши только тогда, когда мы
сами прощаем грехи своим ближним. Из
притчи мы видим и на основании собственных
опытов и наблюдений знаем, что даже
добрые и справедливые люди огорчаются,
возмущаются и негодуют на тех, кто
жестоко и немилостиво поступает с
ближними. Бог ли, столько человеколюбивый,
многомилостивый, а вместе и всеправедный,
не отвратит лица Своего от нас и не
переменит милость Свою на праведный
гнев при виде нашего жестокосердия?
Оказываясь жестокосердными к ближним,
не прощая им согрешений их против
нас, мы не можем даже и приступить к
Господу и умолять Его о прощении
наших собственных грехов. И в самом
деле, как бы мы стали говорить: Отец
наш Небесный, прости нам долги наши, как
и мы прощаем должникам нашим (ср.:
Мф. 6, 9, 12), когда в действительности-то
не прощаем ближнему его согрешения
против нас? Ведь тогда мы солгали бы
пред Господом и, стало быть, лишь
сугубо прогневали бы Его и молитву свою
обратили в грех.
Архимандрит
Кирилл (Павлов) |