Слово
в Троицкую родительскую субботу
Таким образом, мысль
о нашей участи в будущей жизни должна,
по-видимому, занимать наше сердце и ум
более, чем что бы то ни было. Но, к
сожалению, в наши дни вследствие влияния
ложного духа времени есть немало
людей, которые совсем отрицают будущую
загробную жизнь, и понятно, какая участь
ожидает их вследствие сего отрицания.
Такие неверы-отрицатели
или совсем отчаиваются в земной жизни
и не видят в ней никакого смысла, или
если живут, то лишь одной низменной,
животной жизнью, держась эпикурейского
правила: станем есть и пить, ибо завтра
умрем! Господство чувственно-животных
страстей и грубой материальной силы,
подавление всего духовного, нравственного
— вот к чему приводит отвержение веры
в будущую жизнь.
<…> Святая Церковь,
заботясь о наших усопших сродниках
и о нас, пробуждает в нас веру особыми
общественными богослужениями. Сегодня
суббота, канун Троицына дня. И мы собрались
с вами по следующей причине: в день
Пятидесятницы Дух Святый
сошел на апостолов
и на всю Церковь Христову, и в день
Пятидесятницы испрашивают у Господа
благодати Всесвятого и Всеосвящающего
Духа Утешителя и для себя, и для усопших.
Потому Церковь и установила молиться
за них накануне, в субботу, и в самый
день праздника, что в эти дни Господь
особенно благоволит ко всем, и даже во
аде содержимым. Господь есть Бог живых,
и все у Него живы. Но нет человека,
который бы пожил и не согрешил, и
оттого смерть застает нас должниками
перед Богом. А человек может творить
добрые дела лишь в земной жизни, за
гробом же он для того, чтобы улучшить
свое положение, ничего сделать не
может. Поэтому, исполняя заповедь
Христову о любви к ближним, мы молимся
о прощении грехов всех, в вере скончавшихся.
И многочисленные примеры неопровержимо
свидетельствуют о пользе и необходимости
этих молитв.
«Со
святыми упокой, Христе, души раб Твоих,
идеже несть болезнь, ни печаль, ни
воздыхание, но жизнь безконечная!»
Аминь.
Архимандрит
Кирилл (Павлов) |