О
внешнем благочестии и внутренней
духовной жизни
Дитя, образовавшись,
выходит на свет; вы, созревши духовно,
в свое время перейдете в другой мир,
в отношении к которому теперешнее
ваше состояние — то же, что пребывание
дитяти в утробе матери. <…>
Как в природе все
устроено так, что зарождающиеся новые
поколения вокруг себя находят все,
потребное для своего существования,
так что если переменить что в этом
порядке, то зарождающиеся новички,
не находя, чем поддержать свою жизнь,
замрут и положат конец продолжению
существования их родов и видов, так и в
области религиозной новые поколения
людей во внешнем чине религии находят
все элементы, потребные для жизни по
вере, и образуются в сем духе, и изменять
этот внешний чин или отменять что-либо
в нем по своим соображениям — значит
лишать духовную жизнь поддержки и
убивать ее в зародыше. В нашей Церкви
существо внешнего чина составляют
Святые Таинства, дающие благодать,
и разнообразное преподавание Слова
Божия, просвещающего
всех — два
существенных возбудителя и зародителя
духовной жизни. Прочие священнодействия
и молитвословия раздувают искру духовной
жизни, полагаемую ими; все же в совокупности
проникнуто истинами веры и духом
жизни во Христе Иисусе, Господе нашем.
Войдите только в это внутреннее — и
вы увидите, сколько тут света и жизни…
Видите, как внешняя религия служит путем
к истинному благочестию…
Отличительная черта
состояния, когда раскрывается
Царствие Божие внутрь или, что то же,
когда затепливается неотходный
духовный огнь в сердце из отношения
к Богу, есть внутрьпребывание.
Сознание все сосредоточивается в
сердце и стоит пред лицем Господа,
изливая перед Ним свои чувства, более
же всего болезненно припадая к Нему в
смиренных чувствах покаяния с соприсущей
готовностью весь живот свой посвящать
на служение Ему единому.
Свт. Феофан Затворник. Письма… |