Святитель
Игнатий (Брянчанинов) о молитве
Занятие молитвою
есть высшее занятие для ума
человеческого; состояние чистоты,
чуждой развлечения, доставляемое
уму молитвою, есть высшее его естественное
состояние; восхищение его к Богу,
чему начальная причина — чистая молитва,
есть состояние сверхъестественное. В
сверхъестественное состояние восходят
только святые угодники Божии, обновленные
Святым Духом, совлекшиеся ветхого
Адама, облекшиеся в Нового, способные
откровенным
лицем (души)славу
Господню взирать,
преобразующиеся в
той же образ... от славы в славу действием
Духа Господня (2 Кор. 3, 18). Большую часть
Божественных откровений они получают
во время упражнения молитвою, как в
такое время, в которое душа бывает
особенно приготовлена, особенно очищена,
настроена к общению с Богом. Так
святой апостол Петр во время молитвы
увидел сходящую с неба знаменательную
плащаницу (см.: Деян. 10, 11). Так Корнилию
сотнику во время молитвы явился Ангел
(Деян. 10, 3). Так, когда апостол Павел
молился в храме
Иерусалимском, явился ему Господь и
повелел немедленно оставить Иерусалим.
Иди, яко Аз
во языки далече послю тя (Деян.
22, 21), сказал Он ему.
Молитва
заповедана Господом так, как и покаяние.
Конец молитвы так, как и покаяния,
указан один: вход в Царство Небесное, в
Царство Божие, которое — внутри нас.Покайтеся,
приближися бо Царство Небесное (Мф.
4, 17). Царствие
Божие внутрь вас есть (Лк.
17, 21). Просите,
и дастся вам: ищите, и обрящете; толцыте,
и отверзется вам, всяк бо просяй приемлет,
и ищай обретает, и толкущему отверзется.
Отец, Иже с Небесе, даст Духа Свя-таго
просящим у Него (Лк.
11, 9–10, 13). Бог...
не имать ли сотворити отмщение избранных
Своих, вопиющих к Нему день и нощь,—
и жалующихся на насилие, причиняемое
им греховною заразою и бесами? Глаголю
вам, яко сотворит отмщение их вскоре
(ср.: Лк.
18, 7–8). Вход в Царство Небесное, которое
святым крещением насаждено в сердце
каждого христианина, есть развитие
этого Царства действием Святого Духа. |