Из
духовных наставлений преподобного
Антония Радонежского
За все надо благодарить
Бога. Всякое мановение мира душевного
есть Его милость. Жизнь человеческая
складывается из многого скорбного.
Господь же, как источник любви, ибо Бог
любы есть (1
Ин. 4, 8), проводит через скорбную жизнь
человека, помогая ему тайно и явно, и
посредством человека и без посредства,
посылая умирение и оживление скорбной
душе, как росу утреннюю засыхающему
цветку.
Ко Господу, внегда
скорбети ми, воззвах (Пс.
119, 1), учит царь-пророк. И ты, друг мой,
включи себя под это наставление, и
получишь пользу. Всякая скорбь наводит
на душу некоторую темноту, а Бог есть
свет истинный. Стоит только человеку
обратиться ко Господу — и облегающая
его темнота начнет разрешаться и
удаляться. С тем же пророком почаще
говори: Радосте
моя, избави мя (Пс.
31, 7) от отягощающих меня! И поможет
тебе Господь.
Пророк говорит: Аще
бо и пойду посреде сени смертныя, не
убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.
22, 4). Итак, не бойся ни мыслей мрачных,
ни обстоятельств смущающих... Иди
твердой стопой и призывай Господа в
помощь, говоря: Боже
мой и
Господи, в
помощь мою вонми (Пс.
69, 2) и помоги мне. И Он, как Отец милостивый,
во всем поможет тебе…
Вся жизнь человеческая
соединена с терпением, как камено-здание
с известью. Что известь для кирпича при
созидании стены, то при каждом шаге
терпение. Еще не явился человек на свет,
а уже терпит за него мать, а вероятно —
и само дитя. И с первой минуты приучается
ребенок к терпению — на пользу и
спокойствие себе. И отселе до последнего
могильного покрова вся жизнь
складывается в терпении: терпение в
возрасте, терпение в науке, терпение
в обращении с людьми, в трудах, в болезнях.
Наконец, терпением обретается
спасение: претерпевый
же до конца, той спасен будет,—
говорит Господь. Так не обегай же
терпения, но как старого знакомого
встречай и надеждой на Бога провожай
его с миром — и будешь не только смиренная,
но и мудрая.
По кн.: Великие русские старцы… |