Святитель
Игнатий (Брянчанинов) о молитве
Если б во время
молитвы твоей представился тебе
чувственно или изобразился сам собою
в тебе умственно вид Христа, или Ангела,
или какого святого — словом сказать,
какой бы то ни было образ,— никак не
принимай этого явления за истинное, не
обрати на него никакого внимания, не
вступи с ним в беседу. Иначе непременно
подвергнешься обману и сильнейшему
повреждению душевному, что и случилось
со многими. Человек до обновления
его Святым Духом не способен к общению
с святыми духами. Он, как находящийся
еще в области духов падших, в плену и в
рабстве у них, способен видеть только
их, и они нередко, заметив в нем высокое
мнение о себе и самообольщение,
являются ему в виде Ангелов светлых,
в виде Самого Христа для погубления
души его. Святые иконы приняты Святою
Церковию для возбуждения благочестивых
воспоминаний и ощущений, а отнюдь не
для возбуждения мечтательности. Стоя
пред иконою Спасителя, стой как бы пред
Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим
по Божеству и иконою Своею присутствующим
в том месте, где она находится; стоя
пред иконою Божией Матери, стой как
бы пред Самою Пресвятою Девою — но ум
твой храни безвидным: величайшая разница
— быть в присутствии Господа и предстоять
Господу или воображать Господа. Ощущение
присутствия Господня наводит на душу
спасительный страх, вводит в нее
спасительное чувство благоговения,
а воображение Господа и святых Его
сообщает уму как бы вещественность,
приводит его к ложному, гордому мнению
о себе — душу приводит в ложное состояние,
состояние самообольщения. Высокое
состояние — ощущение присутствия Божия!
Им удерживается ум от беседы с чуждыми
помыслами, наветующими молитву; по
причине его обильно ощущается
ничтожество человека; по причине его
является особенная бдительность над
собою, хранящая человека от согрешений,
даже самомалейших.
Ощущение
присутствия Божия доставляется
внимательною молитвою. |