Святитель
Игнатий
(Брянчанинов) о молитве
Без внимания
произносимая молитва обращается в
пустословие, и молящийся так
сопричисляется к приемлющим
имя Божие всуе (ср.:
Втор. 5, 11). Произноси слова молитвы
неспешно; не позволяй уму скитаться
повсюду, но затворяй его в словах молитвы.
Тесен и прискорбен этот путь для ума,
привыкшего странствовать свободно
по вселенной, но путь этот приводит ко
вниманию. Кто вкусит великое благо
внимания, тот возлюбит утеснять ум на
пути, ведущем ко блаженному вниманию.
Внимание есть
первоначальный дар Божественной
благодати, ниспосылаемый трудящемуся
и терпеливо страждущему в подвиге
молитвенном. Благодатному вниманию
должно предшествовать собственное
усилие ко вниманию — последнее должно
быть деятельным свидетельством
искреннего желания получить первое.
Собственное внимание обуревается
помыслами и мечтаниями, колеблется от
них; благодатное — преисполнено
твердости.
Воспрещай себе
рассеянность мыслей при молитве,
возненавидь мечтательность, отвергни
попечения силою
веры, ударяй в сердце страхом Божиим —
и удобно приучишься ко вниманию.
Молящийся ум должен находиться в
состоянии вполне истинном. Мечтание,
как бы ни было приманчивым и благовидным,
будучи собственным, произвольным
сочинением ума, выводит ум из состояния
Божественной истины, вводит в состояние
самообольщения и обмана, а потому
оно и отвергается в молитве.
Ум
во время молитвы должно иметь и со всею
тщательностию сохранять безвидным,
отвергая все образы, рисующиеся в
способности воображения, потому что
ум в молитве предстоит невидимому
Богу, Которого невозможно представить
никаким вещественным образом. Образы,
если их допустит ум в молитве,
соделаются непроницаемою завесою,
стеною между умом и Богом. «Те, которые
в молитвах своих не видят ничего, видят
Бога»,— сказал прп. Мелетий Исповедник. |