Святитель
Игнатий
(Брянчанинов) о молитве
Пред молитвою покади
в сердце твоем фимиамом страха Божия
и святого благоговения: помысли, что ты
прогневал Бога бесчисленными
согрешениями, которые Ему явнее, нежели
самой совести твоей; постарайся
умилостивить Судью смирением. Остерегись!
Не возбуди Его негодования небрежением
и дерзостию: Он благоволит, чтоб даже
ближайшие к Нему, чистейшие Ангельские
силы предстояли Ему со всяким
благоговением и святейшим страхом
(см.: Пс. 88, 8).
Риза души твоей
должна сиять белизною простоты.
Ничего не должно быть тут сложного! Не
должны примешиваться лукавые помыслы
и ощущения тщеславия, лицемерства,
притворства, человекоугодия, высокоумия,
сладострастия — этих темных и
зловонных пятен, которыми бывает
испещрена душевная одежда молящихся
фарисеев.
Вместо жемчугов и
алмазов, вместо золота и серебра укрась
себя целомудрием, смиренномудрием,
слезами кротости и духовного разума,
а прежде, нежели получишь эти слезы,—
слезами покаяния;
укрась себя младенческим, ангельским
незлобием — вот драгоценная утварь!
Когда увидит Царь царей на душе эту
утварь, склоняются к душе Его
милостивые взоры.
Прощение всех, всех
без исключения обид, и самых тягчайших,—
непременное условие успеха в молитве.
Егда стоите
молящеся,— повелевает
Спаситель,— отпущайте,
аще что имате на кого, да и Отец ваш, Иже
есть на Небесех, отпустит вам согрешения
ваша: аще ли же вы не отпущаете, ни Отец
ваш, Иже есть на Небесех, отпустит вам
согрешений ваших (Мк.
11, 25–26). «Молитвы памятозлобных — посевы
на камне»,— сказал прп. Исаак Сирский.
Умеренное,
благоразумное, постоянное воздержание
от пищи и пития делает тело легким,
очищает ум, дает ему бодрость и потому
служит также приготовлением к молитве.
<…> Сколько вредно невоздержание,
столько вреден или еще более неумеренный
пост. Слабость тела, происходящая от
малоядения, не позволяет совершать
молитв в должном количестве и с
должною силою. |