Из наставлений Глинского старца Андроника (Лукаша)
«Страсти: блуд, похотение греховное, сребролюбие, уныние, злоречие, гнев, ненависть, тщеславие, гордость — это главные ветви зла. Все страсти, если попущена им будет свобода, действуют, возрастают, усиливаются в душе, наконец объемлют ее, овладеют ею и отлучат ее от Бога; это те тяжкие бремена, которые возлегли на Адама после того, как вкусил от древа; эти страсти убил на Кресте Господь наш Иисус Христос. Это те ветхие мехи, в которые не вливают вино новое; это те пелены, которыми обвязан был Лазарь; это бесы, посланные Христом в стадо свиней; это ветхий человек, которого повелевает апостол христианину совлечь с себя; это волчцы и терния, которые начала извергать Адаму земля после того, как он извергнут был из рая».
Старец Андроник, когда его спрашивали, что делать, если меня раздражает тот-то, обижает этот, отвечал: «Не видь, не слышь». Этим он призывал обратить внимание на себя, начать с себя, в себе увидеть причину духовной слабости. Старец говорил, что нет хуже гордости, она хуже блуда и сребролюбия, ибо через нее светлые Ангелы сделались бесами. Так же и люди в своей гордости уподобляются демонам. Спросили демона, чего он боится, он ответил: «Смирения». Богу приятнее смирение грешника, чем гордость праведника.
Молитва из помянника отца Андроника: «Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия, и обидящия мя, и творящия ми пакости, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго... Спаси, Господи, и помилуй, их же аз безумием моим соблазних и от пути спасительного отвратих, к делом злым и неподобным приведох, Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. Отступившие от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольской Соборней Церкви причти». Старец рекомендовал каждому монаху и мирянину читать 17-ю кафизму и по окончании ее помянник начиная с приведенных выше слов прошения к Господу о спасении обидчиков.
По кн.: Великие русские старцы… |