Из Слова в Неделю 4-ю Великого поста
Как ни полезны и верны эти советы касательно образа моления, но их все еще можно найти и у других наставников, писавших о молитве. Но вот драгоценный совет, который преподан… одним Лествичником и, без сомнения, взят из опыта: «Когда при каком ни есть молитвы своея изречении почувствуешь внутреннее услаждение либо умиление, то остановись на оном, ибо тогда Ангел-хранитель вкупе с нами молится».
Есть ли степени в молитве? «Есть»,— отвечает Лествичник. «Начало молитвы состоит в том, чтобы приходящие к нам посторонние мысли, при первой их встрече, единым своим умом отражать. Средина этого есть, когда мысль наша в том единственно углубляется, что мы читаем или о чем рассуждаем. Совершенство же ее заключается в восхищении души нашей к Богу». О, если бы Господь сподобил нас этой высоты!
Что делать тем, которые не стяжали еще умения молиться? «Доколе мы достодолжным образом молиться еще не можем, дотоле походим на тех, кои малых детей учат ходити. Старайся всегда мысль свою горе возносити, или, лучше сказать, в разумение молитвенных слов углубляти, и хотя бы она по младенчеству своему утомилась, паки восставляй ее. Ибо непостоянство есть свойственно нашей мысли, но Могущий вся утвердити, конечно, и оную может восставить. Ежели ты неопустительно в подвиге пребудешь, то, конечно, и к тебе придет Тот, Иже положит пределы морю твоея мысли и речет оному: во время твоея молитвы доселе гряди и не преходи далее! Невозможно духа никакими узами связати, но идеже присутствует Творец духов, тамо вся Ему повинуются».
Премудро успокаивает святой Иоанн тех, которые думают, что молитва их бесплодна, и тем смущаются: «Моляся через долгое время и прошения своего не получая, не говори, что будто ничего не стяжал ты своею молитвою, ибо уже получил ты и так много. Какое бо добро может быть величественнее, как при-леплятися Господу и в беспрерывном с Ним союзе пребывати?».
Свт. Иннокентий Херсонский |