Из Слова в Неделю 4-ю Великого поста
Вот что повествует потом св. Лествичник о различных видах молитвы: «Предстояние на молитве едино, но многие и различные ее виды. Ибо иные с Богом, яко с другом своим и Владыкой, беседуют, и не столько для своего, сколько для других заступления песнь и молитву Ему воссылают. Другие просят духовного богатства, славы и священного к Богу дерзновения. Иные молят избавиться вовсе от своего супостата. Другие молятся о получении какого-нибудь достояния; иные — дабы совершенно освободиться от беспокойства о долге греховном; другие — чтобы изведенным быть из скучные жития сего темницы; иные, наконец, чтобы разрешены были их преступления».
Как и здесь видно не умозрительное какое-либо соображение, а духовная опасность! И мы могли бы говорить о родах молитвы, но как? Гадая и предполагая, собирая, подобно нищим, лепты чужих сказаний и опытов, не смея утвердить, что дело происходит так, а не иначе. Иной язык у Иоанна: он говорит твердо и решительно. Ибо прошел то делом, о чем говорит словом.
Один из важнейших вопросов о молитве состоит в том, как предстоять на ней.
«Ежели случилось тебе,— отвечает Лествичник,— когда ни есть быть обвиненным пред земным судиею, то не для чего искать тебе другого образа предстояния на молитве. Если же ты ни сам ни пред каким не предстоял судиею, ниже истязуемых не видывал, то по крайней мере научися сему от примера тех прошений, коими больные врачей умоляют, когда врачи хотят у них резати или жещи какие-нибудь члены».
Ответ краткий, но вполне обнимающий все дело. Нужны ли в молитве многие слова и красноречие? «Не мудрствуй,— вразумляет Лествичник,— при молитве своими словами, ибо часто простая и нехитростная детская немота Небесному Отцу приятна бывает. Не пецися такожде при ней быть многословным, дабы приискиванием речей не рассеяти своей мысли».
Свт. Иннокентий Херсонский |