О
молитве «Отче наш»: Да будет воля Твоя,яко на небеси и на земли...
Конечно, не всякому
и не всегда под силу сказать: «Да
будет воля Твоя, Господи!». Приходилось
читать даже у подвижников, что это
возможно лишь святым.
Но ведь молитва
Господня дана не одним апостолам, а
всем вообще христианам,— следовательно,
хотя бы в какой-нибудь степени она
посильна для всех нас. Иначе зачем бы
было давать ее?
Ну, не сможем мы сразу
предать все на волю Божию, но можем
хоть обусловить наши желания подобно
тому, как показал нам пример Христос
Спаситель, зная немощь нашу: «Если
возможно… (см.: Мф. 26, 39), сделай, Господи,
то и то…». Бог Отец не исполнил прошения
Сына, оставил за Ним чашу и лишь послал
Ему Ангела для утешения. Это уже возможнее.
Наконец, если не
можем мы от сердца сказать эти слова —
«Да будет воля Твоя»,— можем сказать
их хотя бы устами, хотя бы вопреки
сердцу, и то будет угодно Богу: не
как я, а как Ты (Мф.
26, 39).
Но пришлось слышать
о таком преподобном отце, который
ничего не хотел просить у Господа,
положившись всецело на волю Его, хотя
бы Он изволил и в самый ад послать того.
<…> Он не просил даже прощения своих
грехов, ничего не просил. Одного лишь
хотел: пусть будет воля Божия! Конечно,
такие люди — исключительнейшие, но это
возможно. Когда у прп. Серафима
Саровского спросили, как это он так
сразу и верно отвечает на вопросы, он
ответил: «Я, как железо ковачу, предал
себя воле Божией, и что Он мне впервые
внушит, то я и отвечаю, веруя, что это
от Бога. А когда начну раздумывать,
то нередко и ошибаюсь».
<…> Во всяком
случае мы можем хотя бы в уме или на
языке произносить эти чудные слова. И
такие люди есть и сейчас: нам приходилось
видеть и слышать их. И люди — мирские,
занимающиеся земными делами. А когда
их спросишь, как они живут, то услышишь
один ответ: «Слава Богу!».
Значит, не одним
святым возможно это, но и другим,
обычным, самым простым. Так оно и есть.
Митр. Вениамин (Федченков) |