О молитве преподобного Ефрема Сирина
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй мне, рабу Твоему…»
Под целомудрием в его общем понимании нужно разуметь общее благодатное, неиспорченное состояние человека: его честность, правдивость, чистоту сердца и ума, благое направление его воли и т. д. У целомудренного человека вся жизнь целомудренна, он чужд лукавства, двоедушия и колебаний, грубых удовольствий... Основа такой жизни — в крепкой и непрерываемой жизни в Боге. В более же узком и употребительном значении это слово обозначает чистое, девственное состояние души человека, когда он хранит себя не только от плотского греха, но бережет и от всякого сладострастного помысла.
Прп. Ефрем просит Господа дать ему «духа смиренномудрия» — глубокого осознания своей нищеты духовной, при которой он считает себя хуже всех и ниже всех, других же почитает выше и лучше, а потому никогда никого не осуждает и ни на кого не клевещет, говорит тихо, спокойно и крайне редко, ни в чем не выставляет себя за меру, ни о чем не спорит, бывает
в подчинении и гнушается своей воли, никогда не празднословит и не пустословит. Не обманывает, с радостью переносит обиды…
Преподобный просит, чтобы Господь дал ему «духа терпения». Терпение необходимо нам для получения спасения, потому что только претерпевший до конца спасется (ср.: Мф. 10, 22). Только тот получит спасение, кто перенесет все напасти земной жизни с верой в Бога и в Его милосердие.
Ничто так не родственно нашей природе, как добродетель любви, потому что в наше естество вложено творцом стремление к благорасположению, стремление любить друг друга. Сам Бог в Своем Существе есть Совершеннейшая Любовь, и ничто не приближает нас к Нему и не делает Ему подобным, как добродетель любви…
«Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»
<…> Осуждая других, мы и от людей, и от Бога навлекаем заслуженное осуждение на самих себя: не судите, да не судимы будете,— говорит Христос (Мф. 7, 1).
Архим. Кирилл (Павлов). Время покаяния.
М., 2004. |