О молитве преподобного Ефрема Сирина
«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».
Страсть любоначалия присуща нашей греховной, горделивой природе. И она проявляется во всех областях человеческой жизни. Например, в отношении отца семейства к семье, начальника — к подчиненным, наставника — к своим ученикам, старших по возрасту — по отношению к младшим: каждый желает подчинить своему влиянию других, диктовать им свою волю. Такое душевное расположение противно евангельскому учению, учению Христа, Который Сам показал пример глубочайшего смирения и неоднократно говорил, что тот, кто хочет быть большим, то будь слугою всем (см.: Мф. 20, 26–27; Мк. 10, 43–44; Лк. 22, 26). С этим пороком связана скрытая тайная гордость, и потому когда у нас есть страсть учить других, наставлять, обличать, то это верный признак одержимости нашей души духом властолюбия, любоначалия. Дух этот делает человека противным для всех окружающих, а кроме того, и неспособным бороться со своими страстями и пороками. Поэтому мы и молимся Господу, чтобы Он избавил нас от него и не допустил ему снова овладеть нашей душой…
Каждый любит посуесловить, между тем как дар слова дан для того, чтобы мы прославляли устами Бога и через слово же имели общение друг с другом, служа ко взаимному назиданию. Имеется мудрая народная пословица, утверждающая, что слово — серебро, а молчание — золото. И этой истины придерживались святые, которые закрывали свои уста, хотя и надо было — для назидательных целей — открывать их для беседы.
Многословием человек опустошает свою душу. Расслабляет ее и делает рассеянной. Посмотрим на Спасителя, как Он был краток в поучениях и наставлениях! Молитва Господня дана всего только в семи прошениях, а Заповеди блаженства — в девяти стихах. Ангелы славословят Бога кратко: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!.. Поэтому Церковь постом и молится: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих… (Пс. 140, 3).
Архим. Кирилл (Павлов). Время покаяния.
Архим. Кирилл (Павлов). Время покаяния.
М., 2004. |