Из духовных поучений преподобного Варнавы Гефсиманского
Всякому, искренне желающему работать Господеви для спасения душевного, надлежат прежде всего пост и молитва, а за сим — смирение и послушание — в сем заключается и от сего проистекает вся полнота христианских добродетелей. Пост и молитва составляют самую безопасную ограду от нападений вражеских. Как через вкушение от запрещенного древа Адам был изгнан из рая, так чрез пост и послушание снова возвращается нам сие потерянное блаженство. Ныне часто приходится слышать: постов много — зачем они? Постная пища вредна и т. д. Не верьте таким, не слушайте их. Вспомните, что говорит Писание. Когда три отрока и Даниил пленены были Навуходоносором в
Вавилоне и другие отроки с ними, царь повелел им есть от стола своего. Но Даниил и три отрока не захотели вкушать от трапезы царской и сказали прислужнику, смотревшему за ними: «Давай нам от плодов земных, да ядим их и воду да пием». Прислужник отвечал им: «Опасаюсь господина моего — царя, от такой пищи он увидит лица ваши исхудалыми противу сверстников ваших, питающихся от трапезы царской, и осудит меня». Они сказали ему: «Испытай нас до десяти дней». Он исполнил их просьбу, и потом, когда ввел пред царя, оказалось, что лица их были лучше лиц отроков, питавшихся от трапезы царской (см.: Дан. 1).
Вот видите, что производит в нас пост,— он врачует болезни, иссушает вредные соки тела, чрез это отгоняет злые помыслы, ум соделывает светлым, сердце чистым, тело здоровым. Однажды апостолы спросили Господа: какой силой и властью изгоняются бесы? Сей род,— отвечал Спаситель,— ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29).
По кн.: Великие русские старцы… |