О молитве преподобного Ефрема Сирина
«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…»
Прп. Ефрем просит Бога не дать ему «духа праздности». Праздность всем понятна — это есть леность и нерадение о самых насущных делах, и прежде всего о своем спасении. Она может довести человека до неподвижности, до полного застоя как в духовной жизни, так и в повседневных делах.
Внешняя праздность нам понятна почти каждому, потому что все мы в той или иной степени бываем причастниками этой душевной болезни, когда предаемся нерадению и допускаем небрежение о своей домашней молитве, опускаем хождение в храм либо когда позволяем себе на молитве поспешность, чтобы поскорее закончить ее и предаться отдыху или суетной болтливости. Но когда этот недуг поразит все наши душевные силы, то наступает тяжелое нравственное, душевное состояние. Тогда человек уже не живет нормальной, настоящей жизнью, потому что нет в душе у него постоянного оживотворяющего начала для полноценной человеческой деятельности, а живет жизнью призрачной, вымышленной, бесполезной, никому не нужной, любит предаваться бесполезным мечтаниям и праздным, суетным разговорам, бывает не способен ни к какому доброму делу. Эта праздность, это расслабление и нерадение отводят нас от главной заботы нашей — о спасении. Потому и молимся, чтобы Господь избавил нас от этого недуга.
Уныние есть такое мрачное, тоскливое состояние, когда человеку все в жизни показывается лишь с темной стороны. Он ничему не радуется... обстоятельства кажутся ему несносными, он ропщет, по всякому поводу раздражается — словом, вся жизнь бывает ему тогда в тягость. Приходит уныние... от той же праздности, от маловерия, неверия, от нераскаянности в своих грехах. К унынию может привести предшествовавший ему гнев или причиненные кому-либо обиды, отсутствие страха Божия, многословие или неудачи в личной жизни и работе и подобные неприятности.
Архим. Кирилл (Павлов). Время покаяния.
М., 2004. |