Из духовных поучений преподобного Варнавы Гефсиманского
Самое первое, о чем мы должны молиться,— это: Господи, научи нас молитися (Лк. 11, 1). Молитвы наши только тогда бывают приятны Господу и благоплодны для нас, когда мы просим действительно нужного и полезного душе нашей, а этого нужного и полезного мы часто не знаем, потому-то и следует прежде всего просить Господа: Научи нас молиться. Спаситель, научая нас молитве, говорит: егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему (Мф. 6, 6). Клеть есть сердце наше; если хотим достойно молиться, мы должны изгнать из него все внешние посторонние попечения и все чувства свои устремить горе ко Господу. Слова, произносимые только языком, а не сердцем и душою, не достигают до слуха Божия. Господь внимает не устам нашим, а сердцу сокрушенному и смиренному. Иногда одно только воздыхание, от души и чистого сердца вознесенное, приятнее Господу продолжительного чтения молитв, где только язык один говорит, а сердце холодно и немо. Хощу пять словес умом глаголати… нежели тмы словес языком (1 Кор. 14, 19),— учит св. апостол. Истинно сердечная молитва всегда бывает смиренна, она единственно только на милость и благость Божию уповает, а никаким заслугам своим цены не дает. Да и не находит их в себе. Она детски проста, доверчива и дерзновенна, как вопль почтительных детей к любимому отцу. «Батюшка. Помилуй! Родимый. Кормилец. Помилуй!» — молился святитель Тихон Задонский со слезным умилением.
Вот она, истинно сердечная-то молитва. Здесь все: и сознание своей немощи, и недерзновенное упование на всесильную помощь Божию, и истинная любовь ко Господу, и полная, живая и крепкая вера в милость Его. Вот таких-то свойств и должны мы достигать в нашей молитве. Это нелегко. Это особый дар благодати Божией. Недаром говорится в молитве: «Господи, даждь ми слезы умиления»... А потом сие дается не вдруг, а постепенно. Вначале молитва — труд, а потом, когда привыкнешь к ней,— наслаждение.
По кн.: Великие русские старцы… |