О молитве Господней: Да святится имя Твое...
…Образ любимого — постоянно с любящим. И на какие жертвы эта любовь способна побуждать любящих! Поистине любимый непрестанно на первом месте в сердце и уме у любящего. И как хочется любящему не только самому всегда думать о любимом, но и другим говорить о нем, хвалить его везде, угождать ему всячески. Если это возможно по отношению к человеку, то можно предположить... что возлюбивший Бога всею душою (ср.: Мф. 22, 37; Втор. 6, 5) будет всегда помнить Его и славить прежде всего. Истинный боголюбец забывает все ради Бога: и отца, и мать, и все земное. И многие уходили в пустыни, чтобы всецело предаваться любви Божией. Таковы были святые люди. И так как мы очень далеки от любви святых, то потому нам и непонятно, что первое движение сердца должно быть обращено к Богу, именно к славе Его Самого.
Так поступают Ангелы Божии: их занятие — славословить Бога. Так поступает и Церковь вслед за Христом, Главою своею (ср.: Еф. 5, 23; Кол. 1, 18). Всмотритесь в молитвы и богослужения — и вы сразу увидите Его. Всякое богослужение начинается славою, прославлением, хвалою Богу: «Благословен Бог наш», «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа», ... и так далее. Даже и в дневных, и в вечерних молитвах первые движения души направлены к благодарению, или, что то же,— восхвалению Бога: «Восставши от сна, благодарю Тя, Святая Троице». Но уже к вечеру не хватает сил благодарить, нагрешили за день и потому вспоминаем сначала о грехах: «Боже Вечный... прости ми грехи, яже сотворих в сей день» — и прочее.
Так поступает и хороший сын. Он не о себе думает прежде всего, а о достойном состоянии и чести своего отца, о почитании его имени. Итак, все это понятно теперь уму.
Митр. Вениамин (Федченков) |