О
внешнем благочестии и внутренней
духовной жизни
…Родившись естественно,
почти тотчас мы отраждаемся благодатно
в купели Крещения и становимся членами
Церкви. Нас носят только в церковь,
причащают и дома не удаляют от того,
когда совершаются какие-либо
священнодействия и молитвы. Потом,
став на ноги, мы растем в порядке
религиозной христианской жизни и
навыкаем всему, что обычно делают все
христиане по требованию Церкви. В
дух всего этого мы можем входить и не
входить, или нас могут вводить или не
вводить, но, вступая в жизнь или приходя
в возраст, мы всегда находим, что все
пути нашей жизни облечены и ограждены
религиозными порядками, составляющими
Устав Церкви. Вот вам и внешняя
религия, если предположить, что все
это вы исполняете хоть и без противления
сердца, но и без всяких особенных
мыслей, а потому только, что так заведено
и что все так делают. Пока так идет
дело, вы не видите, как все эти навыки
благотворны. Вы это ощутите и
возблагодарите Бога, что все около
вас так есть, когда будете наведены или
сами нападете на убеждение,
что
Богу надо кланяться духом и истиной
(см.: Ин. 4, 23), а не одним этим внешним
чином — возблагодарите потому, что
как только делом возьметесь за такого
рода жизнь, вы во внешних чинах Церкви
найдете все, к тому потребное, найдете
не только истолкование той внутренней
духовной жизни, но и все способы к ее
возгреванию и поддержанию. Вы начинаете
теперь пользоваться всем разумно,
растете и крепнете духом, пока не
возрастете до полного образования
духовного. И вот внешняя религия стала
для вас путем к истинному благочестию.
В ней зародилась у вас духовная жизнь,
в ней воспиталась и созрела. Она то
же для вас, что утроба матери для
образующегося дитяти или лоно природы
для семени. Зачатое дитя или
пробудившийся росток в семени вокруг
себя находят все элементы, потребные
для своего развития и образования. И вы
нашли все нужное для вашей духовной
жизни в строе Церкви…
Свт. Феофан Затворник. Письма… |