О молитве Господней: Отче наш…
Бог — воистину Отец наш! На сем стою. Это — мое упование. Это надежда для меня, грешного! Это — мое утешение. В этом моя вера. Что бы ни говорили мне люди, что бы ни шептали бесы уныния, я слушаюсь Господа моего, научившего нас в молитве Своей говорить: Отче наш… Поэтому еще и еще думается о Боге как об Отце…
Я вспоминаю о блудном сыне, который не смел уже называть себя сыном, а просился хотя бы в наемники. Но вот я и в евангельском тексте прочитал, что он, несмотря на свою греховность и недостоинство, все же называл своего отца отцом: Пойду к отцу моему,— думает он про себя — и скажу ему: отче… (Лк. 15, 18). Так и мы: каковы бы ни были мы, грешные, все равно будем именовать Бога не иначе как Отцом, подобно блудному сыну.
И еще пришло мне на ум. Это имя Отца не случайно было обронено лишь в одном месте молитвы Господней. Нет, его постоянно употребляет Спаситель в беседах с народом: Любите врагов… да будете сынами Отца вашего Небесного… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 44, 45, 48).
Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 4, 6). Отец ваш знает, в чем вы имеете нужду, прежде прошения вашего (ср.: Мф. 6, 8) и др. Это все говорилось еще ранее молитвы Господней.
Потому не так удивительно было для слушателей, что этим именем повелел Иисус Христос называть Бога и в молитве. Вообще все Евангелие полно этим именно словом: Отец. Это и есть плод Христова Искупления: Он дал нам право так именовать Бога. Ничего подобного мы не видели не только у язычников в их религиозных книгах, но даже и у евреев в Ветхозаветном Писании. Потому никакой христианин не должен отказываться от этого святого слова: в нем — христианство, в нем — Евангелие.
Нехорошо и излишнее смирение, если бы молились иначе, а не слушались Господа. Хорошо смиряться в душе, считая себя недостойным именоваться сыном, но все же должно именовать Бога: Отче: прими хоть в наемники (ср.: Лк. 15, 19).
Митр. Вениамин (Федченков) |