О молитве Господней: Отче наш…
Если Бог — Отец, и Отец, конечно, не мой, а общий, то ясно, что все мы — братья по Отцу. Мы должны помнить, что Бог не меня лишь одного любит, не мне одному лишь Отец, а всем нам… Какая это новая и чрезвычайная идея была для еврейского народа! Ведь евреи были воспитаны в совершенно другом воззрении: они лишь единственный народ, любимый Богом и избранный Им. Они весь мир разделили на два лишь лагеря: мы — и прочие, иудеи — и язычники. И вдруг говорит: молитесь не: «Отец мой», а «Отец наш». Правда, здесь еще нельзя непременно и сразу усмотреть единство иудейского и неиудейского миров, но уже несомненно очевидно, что этим словом «наш» разрывается та самостная, эгоистическая преграда, которая до Христа отделяла «меня» от «не меня», от «них». Отныне дается этим словом сознание, что человечество, люди — едины: сначала среди одного общества, племени, народа, а потом и среди всего человеческого мира. <...>
Достойно примечания это сознание единства в русском простом народе. Если мы, интеллигенты, всегда говорим о себе в терминах «я», «меня», «мой» и если так же именно говорит крестьянский люд о высших классах («ты, барин»), то о себе крестьянин очень часто говорит «мы» как о каком-то едином, единомысленном коллективе. Не результат ли это христианского воспитания Церкви?
Но лучше обратимся каждый к себе. Что я должен чувствовать, когда теперь произношу слово «наш»?
Я обязан помнить, что нельзя мне молиться только о себе одном. Я знаю теперь, что должен молиться обо всех. Сначала хотя бы о самых близких мне: родных, знакомых. Но и это еще не высоко: это все же опять «мои». Поэтому я обязан молиться и о «чужих», о тех, кого мы привыкли называть этим холодным именем и считать их такими и действительно не носить их в сердце своем. Отныне и «чужие» мне не чужие, а свои.
Митр. Вениамин (Федченков) |