О лицемерной молитве
Думали ли фарисеи, что они лицемерно молятся? Не думали; они считали себя правыми в самом лицемерии. Оно вошло у них в привычку, сделалось, так сказать, их природою, и они думали, что приносят службу Богу своей молитвой. Думают ли нынешние христиане-лицемеры, что они лицемерно молятся и лицемерно живут? Не думают; они молятся ежедневно, может быть — долго, молятся по привычке, устами, а не сердцем, без сердечного сокрушения, без твердого желания исправления, чтобы только исполнить заведенное правило —
и мнят службу приносити Богу (Ин. 16, 2), тогда как молитвою своею они навлекают на себя только гнев Божий. Все мы больше или меньше грешны в том, что лицемерно молимся, и примем за это великое осуждение. Смиряйся, считай себя за траву, которая ничто перед вековыми дубами, или за колючее терние, которое ничтожно и малоценно пред великолепными благоуханными и нежными цветами. Ибо ты — трава, ты — колючее терние по причине твоих страстей.
Иному молитвеннику о себе или о людях для пробуждения его дремлющего сердца и совести надо предложить такой вопрос: нужно ли тебе то, о чем ты, по-видимому, просишь, и желаешь ли ты это получить? Желаешь ли, например, искренно исправления и святого жития себе и людям? Как в жизни часто бывает, что человек иное имеет на сердце, а иное на устах, в одно и то же время представляется двуличным, так и в молитве, пред Лицом Самого Бога, ведящего тайная сердца, человек нередко представляется двуличным: иное говорит, а иное имеет в мыслях и на сердце. <…> Сердцу нашему как-то обычно лгать в молитве и в обращении с людьми. Это столп лжи (всяк человек ложь.— Пс. 115, 2). Христианину надо употреблять все меры, чтобы вырвать из сердца с корнем всякую ложь и насадить в нем чистую истину. Надобно начинать с молитвы как с такого дела, в котором прежде всего необходима истина сердца — по слову Господа: духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4, 24).
Св. прав. Иоанн Кронштадтский // Искатель непрестанной молитвы. |