Смирение в молитве
На молитве необходимо намеренное, обдуманное, крайнее смирение. Надо помнить, кто говорит и что говорит, особенно это нужно во время чтения молитвы Господней: «Отче наш…». Смирение разрушает все козни вражии. Ах! Как много в нас гордости. Это, говорим, я знаю; в этом не нуждаюсь; это не для меня; это лишнее; в этом я не грешен. Сколько своего мудрования!
Молитва — доказательство моей разумной личности, моей богообразности, залог моего будущего обожения и блаженства. Я из ничего создан, я ничто пред Богом как ничего своего не имеющий, но я по милости Его есмь лицо, имею разум, сердце, волю свободную и при своем разуме и свободе могу сердечным обращением к нему постепенно увеличивать в себе Его бесконечное Царствие, постепенно, все больше и больше умножать в себе Его дарования, почерпать из Него, как из приснотекущего, неисчерпаемого источника, всякое благо духовное и телесное. Особенно духовное. Молитва внушает мне, что я образ Божий. Что при смиренном и благодарном расположении своей души пред Богом, при своей свободной воле я, бесконечно умножая духовные дары Божии, могу, таким образом, в бесконечности увеличивать мое богоподобие, мое небесное блаженство, к которому я предопределен. О! Молитва есть знак моего великого достоинства, которым почтил меня Создатель. Но она в то же время напоминает мне о моем ничтожестве (из ничего я и ничего не имею — потому и прошу Бога о всем), как и о моем высочайшем достоинстве...
Нечувствие сердцем истины слов на молитве происходит от сердечного неверия и нечувствия своей греховности, а это, в свою очередь, происходит от тайного чувства гордости. По мере чувств своих на молитве человек узнает, горд он или смирен: чем чувствительнее, пламеннее молитва, тем он смиреннее; чем бесчувственнее — тем гордее.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский // Искатель непрестанной молитвы.
Бр-во иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»,
1991. |