Из Слова в Неделю о мытаре и фарисее
…Бог держит тебя в деснице Своей. Он близ есть (см.: Мф. 26, 18) и видит все движения сердца твоего. Это пред Лицем Его ты позволяла себе сочетаваться с лукавыми помышлениями, противными Ему. Это пред Лицем Его ты разгоралась страстьми, кои суть мерзость Ему. Это пред Лицем Его ты делом совершала зачатый внутри грех, оскорбляющий Его.
Ты знала, что это зло, и не уклонилась. Могла не хотеть и похотела. Могла, похотевши, не делать и сделала. Никто не неволил тебя. Злое произволение твое царило в тебе и по злым путям влачило тебя.
Грех манит к себе сладостью, а потом мучит тлетворною горечью. И вот свет ума померк в тебе, змии страстей грызут тебя, и туга крайнего недовольства томит тебя. Ты похожа на иссохшую ветвь, на разбитый сосуд, на птицу с выщипанными перьями. И это еще не конец. Помни, что хврастию сухому конец — пожжение, в коем горят и не сгорают (см.: Ис. 47, 14).
Сии и подобные помышления внедряй в душу свою, грешник, и усовести ее возыметь стыд и омерзение ко греху и греховному состоянию своему, восчувствовать досаду на злой произвол свой и опасение за вечную участь свою. Это произведи, а дальше не иди и не оступись в пропасть нечаяния и отчаяния. От Бога же не беги, ибо куда убежать от Него?! Он держит тебя в узах бытия, и ничтожество не поглотит тебя, хотя б ты и хотел того. К Нему убо прибегни и в лоно милосердия Его пасть устремись. Ты живешь еще на земле. Живодавец длит твою здешнюю жизнь, чтоб длением милости привлечь тебя к Себе. Он дает тебе еще жить, ожидая, что ты наконец бросишь грех и обратишься к Нему. <…> Умудрись же воспользоваться даром сим.
У евреев были грады убежища. Укрывавшиеся в них избегали ударов мщения. Для грешника град убежища — покаяние. Сюда прибегни и укройся от меча правды Божией.
Свт. Феофан Затворник. Письма…
Двери покаяния. Слова и проповеди. М., 2007 |