Об истинно духовной жизни: как возжечь
постоянный огонек или теплоту в сердце
Потому-то исстари ревнители спасения, опытные в духовной жизни, не отступая от этих трудов, по Божию внушению открыли и предали к употреблению всех другой способ для согретия сердца, и притом простейший и легчайший на вид, но не менее трудный к исполнению, только скорее приводящий к цели: это — целесообразное совершение умной молитвы ко Господу Спасителю…
Оно состоит в следующем: стань умом и вниманием в сердце и, восставив убеждение, что Господь близ и внимает, взывай к Нему умиленно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (или грешную)». И делай это непрестанно, и в церкви, и дома, и на пути, и за делом, и за столом, и в постели — словом, с той минуты, как откроешь глаза, до той, как закроешь их. Это будет точь-в-точь соответствовать держанию вещей на солнце, потому что тут есть держание себя пред лицем Господа, Который есть Солнце умного мира. Ведать надлежит, что плод от этой молитвы начинается тогда, когда она привьется к сердцу и углубится в него, а для этого надобно потрудиться над навыком совершать ее; для этого надобно отделять исключительно на нее известную часть времени утром и вечером.
Когда все это будешь проходить с усердием, неленостно и неопустительно — милостив Господь,— затеплится огонек в сердце, который будет свидетельствовать о зарождении в средоточии естества нашего внутренней духовной жизни или о воцарении Господа в нас. Короче можно выразить все это так: терпеливо проходи весь порядок богоугодной жизни — молись много, и дома, и в церкви, особенно молитвою умною; исправляй все дела, на тебе лежащие, добросовестно, чтобы совесть твоя всегда была чиста пред Богом, людьми и вещами; ни к чему не будь привязан и ни на чем не опирайся надеждою — ни на своих дарованиях, ни на своем достоинстве, ни на своем внешнем положении; но, вменив все это в уметы (ср.: Флп. 3, 8), положи утверждение свое в едином Боге.
Свт. Феофан Затворник. Письма… |