О молитве Господней: Отче наш…
…Вот так должны были бы жить и люди: не для меня, а для нас; не по моей воле, а по желанию других; не я — а как ты, как вы. Но Боже, Боже! Как мы далеки от этого! У нас всегда, везде, прежде всего — я! Я! Я! Так пал род человеческий.
Но не так было, не так должно быть. И вот Восстановитель человечества Сам благоволил возродить потерянное единство в любви: Сын Божий сделался человеком и включил Себя в человечество, наименовав Себя Сыном Человеческим (Мф. 16, 13; 24, 30), членом человеческой семьи. И так слился с нею, что взял на Себя грехи всего мира (Ин. 1, 29) и пострадал за них, как за Свои собственные. А потом послал людям Святого Духа, Который и стал объединять в любви человечество. Народилась Церковь Христова как Тело Его (см.: Кол. 1, 24), а Он — Глава ее (см.: Еф. 5, 23; Кол. 1, 18).
И когда мы крестимся, то тут и совершается это включение нас во Христа, а через Христа — в Святую Троицу: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся,— поют слова апостола Павла (Гал. 3, 27). Мы, как новая ветка, прививаемся к древу — Христу. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви (Ин. 15, 4–5).
И если бы мы сохранили святость крещенскую, то были бы, подобно Ангелам, в любви и единстве. Увы, мы грешим! И снова разрушаем благодатное совершенство. После нужно покаяние, чтобы опять восстанавливать потерянную святость Крещения. Покаяние — второе Крещение.
Вот где корни слова наш: человечество, созданное и воссозданное, должно бы жить в полном единстве и любви. В некоторой степени это осуществляется в Христовой Церкви, где объединяются все народы, все классы, все человечество, как этого никогда не было до Христа. А вполне объединится человечество после всеобщего воскресения в Царстве Пресвятой Троицы: да будут все едино… как Мы едино (Ин. 17, 21, 22).
Митр. Вениамин (Федченков) |