Старец-затворник Гефсиманского скита Александр о молитве
Вообще о. Александр давал келейное правило по силам каждого и сообразно с его положением, но не возлагал тяжкого бремени неудобо-носимого, как сказано во Святом Евангелии (ср.: Мф. 23, 4), не обременял ничем таким, что могло кого-либо привести в смущение и расстройство. В этом отношении о. Александр был крайне осторожен и рассудителен, вызывая даже тем самым негодование некоторых других старцев, которые назвали его баловником, хотя впоследствии сами обратились к о. Александру и сделались его учениками.
Если иногда случалось, что кто-либо не исполнял келейного правила, то о. Александр советовал пополнить недостающее смирением и самоосуждением. Иногда же скажет шутливо: «Смирнее будешь». Другим советовал заменять правило в случае нужды молитвой Иисусовой… И вообще советовал более всего заниматься молитвой Иисусовой сердцем и устами: «Старайся,— говорил он,— имя Господне произносить устами, оно очищает и избавляет сердце от страстей».
Ученик: Батюшка, почему так мало усердно занимающихся молитвой Иисусовой?
Старец: Много начинают, да мало кончают. Молитва Иисусова выше всех деланий духовных. Но если кто понудит себя усердно к ней и на опыте вкусит сладость от нее, тот скажет тогда: «Блажен тот человек, который ею занимается».
Ученик: Батюшка, как же научиться этой молитве так, чтобы, положив начало, и после не перестать ею заниматься, потому что начинающие читают эту молитву с трудом и неохотой?
Старец: Надо нудить себя. Без самопринуждения ни в чем не успеешь. Трудно идти в гору,— под гору бывает легче; трудно бывает также слепому, пока он не прозрит; а когда прозрит, радуется и веселится, что увидел свет. Так и молитве хотя и плохо и с трудом будем учиться, но со временем выучимся, если не ослабеем; зависеть это будет от нашего самопонуждения. Божия же помощь всегда готова к нам прийти.
По кн.: Великие русские старцы… |