Об истинной жизни во Христе:
о Царстве Божием, которое «внутрь нас есть»
Обнаруживается оно показанными невольными влечениями внутрь пред Бога. Тут душа не самовластна, а подлежит стороннему воздействию. Кто-то берет ее и вводит внутрь. Это Бог, благодать Духа Святого, Господь и Спаситель, как ни скажи, сила слова — одна. Бог показывает этим, что принимает душу и хочет властвовать ею, и вместе приучает ее к Своему властвованию, показывая — каково оно. Пока эти влечения не покажутся — а они показываются не вдруг,— человек, по-видимому, действует более сам при скрытой помощи благодатной. Он напрягается вниманием и благонамерениями быть в себе, Бога помнить, отгонять пустомыслие и худомыслие и всякое дело богоугодно совершать, напрягается и трудится до утомления, но успеть в этом ему никак не удается: и мысли его расхищаются, и страстные движения одолевают его, и в делах оказываются нестроения и ошибки; все это оттого, что Бог еще не являет Своего властвования над душою. А как только покажется это (а показывается оно при сказанных влечениях), тотчас все внутри приходит в строй — знак, что Царь тут.
Пусть всякий припомнит, что бывает у него на душе, когда его повлечет внутрь или когда ему захочется помолиться самому, без молитвенника. Вот это и есть то, о чем у нас речь. Тут разумеется не необыкновенное какое состояние, а такое, какое обще всем и какое бывает у всех, не нерадящих о спасении. Только бывает оно в разных степенях силы и длительности, а в существе одно и то же, начиная с легких движений, скоро преходящих, до невозмутимых внутренних предстояний Богу, продолжающихся иногда целые часы. Бог тут сказывает: вот чего ищи! Кто поймет звание и взыщет, у того влечения те станут учащаться и более длиться, пока достигнут постоянного и неизменного водворения в сердце. У святых подвижников относительно этого всюду предписывается один закон: не пропускать без внимания этого состояния и не расстраивать его не только чем-либо внешним, но даже и внутренним размышлением...
Свт. Феофан Затворник. Письма… |