Об истинной жизни во Христе:
о Царстве Божием, которое «внутрь нас есть»
Царство Божие в нас есть, когда Бог царствует в нас, когда душа во глубине своей исповедует Бога своим Владыкою и покорствует Ему всеми силами, и Бог властно действует в ней и еже хотети и еже деяти о благоволении (Флп. 2, 13). Начало сему Царству полагается в момент решимости работать Богу в Господе Иисусе Христе, благодатию Святого Духа.
Тогда человек-христианин свое сознание и свободу, в которых состоит собственно существо человеческой жизни, предает Богу, а Бог принимает эту жертву, и таким образом происходит союз человека с Богом и Бога с человеком, восстановляется завет с Богом, прерванный падением и прерываемый произвольными грехами. Этот внутренний союз запечатлевается, утверждается и делается сильным к стоянию и самосохранению благодатною силою в Божественных Таинствах — Крещения, а для падавших по Крещении — в Таинстве Покаяния и потом постоянно подкрепляется в Святом Причащении. Так живут все христиане, и все,
следовательно, носят в себе Царство Божие, т. е. покорствуют Богу как Царю и властвуются Богом как Царем. Говоря о Царстве Божием в нас, всегда надобно прибавлять: в Господе Иисусе Христе, благодатию Святого Духа. В этом печать христианского в нас Царства Божия. Бог над всеми Царь как Творец и Промыслитель, но истинно в душах царствует Он и в душах истинно исповедуется Царем только по восстановлении прерванного падением союза с Ним душ, а это совершается Духом Святым в Господе Иисусе Христе, Спасителе нашем.
Припомните теперь притчу Господню о квасе, скрытом в трех мерах муки (см.: Мф. 13, 33). Квас не вдруг делается заметным, но несколько времени остается скрытым, потом уже являет заметные действия и наконец проникает все тесто. Так и Царство в нас сначала сокровенно содержится, потом обнаруживается, наконец — раскрывается или является в силе.
Свт. Феофан Затворник. Письма… |