О молитве Господней: Отче наш…
Мы, современные люди, так стали эгоистичны, самолюбивы, что даже и не задаемся такой мыслью, чтобы молиться за всех. Каждый живет сам по себе и для себя. Эта самость наша есть самое главное зло в мире. Все от нее. Ею пал первый бывший ангел. Она мать всех прочих грехов. Она главная противница Богу. Она разделяет человечество. Она вводит вражду не только между близкими людьми, но и между обществами и народами. Так теперь. Но было не так. И не так должно быть и будет в Царстве Отца.
Человечество было создано для жизни в необычайной любви друг к другу. Человечество должно представлять собой как бы единое дерево, одну семью, одно тело, как выражался апостол Павел (см.: Рим. 12, 5). Мы, современные грешники и самолюбцы, даже представить себе не можем, до какой степени единства и любви предназначалось человечество!
Откуда такие мысли? Они даны Самим Христом Господом в Его последней, предсмертной молитве к Отцу на Тайной Вечере:
Не о них же (апостолах) только молю, но и о (всех) верующих в Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 20–22).
Вот какая цель Пришествия Христова: воссоединить людей в единство между собой и Богом… И притом нужно обратить внимание, что единство людей здесь устанавливается по подобию Божию, по единству Святой Троицы: как Мы едино. В этих словах кроется глубокое откровение о необычайном единстве человечества. Почему так? Ведь человек создан по образу Божию (см.: Быт. 1, 26). А Бог, как мы уже видели в слове Отец, есть Самая Присно-сущная Любовь. Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8, 16). И следовательно, в силу единства Лиц Пресвятой Троицы и в силу того, что Бог есть Любовь и созданные по образу Божию люди тоже предназначались жить в необычайнейшем единстве и любви. Мы, разделенные и безлюбовные, теперь не можем даже вообразить себе такой любви.
Митр. Вениамин (Федченков).
|