О молитве Господней: Отче…
И вообще покаянные молитвы, в частности Давидовы псалмы, занимают весьма значительное место в приготовительных частях наших служб: на вечерне, на утрене, на часах, в домашних молитвах. И только на Литургии Церковь поднимает нас на великую высоту Евхаристии (с греческого языка — благодарения, хвалы), гимна Богу за спасение человечества, за восстановление сыновства людей Богу Отцу. Да, это так. Но таково воззрение Церкви, живущей Духом Божиим: она в высоте своей достигла вершины славословия чадами своего Отца Небесного. Но ее немощные, слабые дети и доселе неспособны подниматься до такой высоты. Известно, что едва ли не большинство присутствующих на Литургии верующих исполнено не чувства восторга и хвалы Отцу, а постоянным покаянием, сознанием своего недостоинства и просьбами о прощении, помиловании да ходатайством о даровании им недостающего в земной жизни…
…Отчего все это так сокрушенно и грустно? Причина простая. Наша греховность, личное наше несовершенство не позволяют подниматься каждому из нас (за малыми исключениями) на высоту благонадежного торжества, а снижают нас всегда на покаяние и просьбы. Потому мы, чувствуя себя всегда виноватыми, не смеем даже останавливаться на мысли об Отечестве Божием по отношению к нам. Подобно ветхозаветным евреям, мы, недостойные, видим в Боге Судию Всемогущего, Бога Сил, Воздаятеля, а не Отца своего. И от этого, а не случайного и ошибочного воспитания в семье, школе, обществе и даже в Церкви мы мало чувствуем это дорогое слово — «Отец». Трудно оно нам. Непосильно еще: мы еще не настоящие дети Отца. Плохие дети.
Впрочем, даже и хорошие дети не только лишь любят своего отца, не только ждут от него милости, даров и нежности, но и боятся его. Правда, боятся совсем иначе, чем чужие дети или виноватые боятся судьи. Боятся сыновним страхом — опасением потерять любовь своего отца. Но все же боятся.
Митр. Вениамин (Федченков). |