23 января
О молитве Господней: Отче…
…О, я множество раз испытывал на себе милосердие Божие, но это было более близко к Милующему Судии, чем к Отцу. «Отец» — это было что-то до такой степени далекое, немыслимое, что сердце мое не смело даже и подумать подобное.
Отчего же нас так учили?
Была ли это ошибка окружающей среды? Школы? Но тогда тоже ставится вопрос: почему они уклонились в такую ошибку, если то была ошибка? И была ли то ошибка? Или же тут была какая-то сокровенная правда, что мы больше думали не о Боге любви, а о Боге правды?
По этому вопросу мне приходят такие мысли. В православном восприятии христианства, а особенно у русского народа, всегда господствовало покаяние, и это происходило не оттого, что русские были более грешны, чем иные православные и инославные христиане, а, наоборот, от высоких требований христианского учения. Идеал Христов так высок и совершенен, что внимательная душа всегда будет недовольна своим состоянием, не соответствующим ему. Так чуткий музыкант мучается от малейшего диссонанса, а рядовому слушателю и большие ошибки незаметны.
Святые люди всегда почти считали себя великими грешниками. В этом духе и воспитывалась православная Русь. Следовательно, это была не «ошибка», а глубокое восприятие христианства… И это покаянное восприятие христианства так вкоренилось в русские души православные, что нам совершенно невмоготу было переносить сектантские постоянные «благодарения» «дорогому Христу». Нам вообще было неприемлемо протестантское учение о «легком спасении верою». Известно, что самыми распространенными в богослужении являются два слова: Господи, помилуй! Будь милосерд! Боже, милостив буди мне, грешнику (Лк. 18, 13).
Митр. Вениамин (Федченков). |