Об истинной жизни во Христе
Берите другой случай. Обращают внимание на христианское воспитание, но не доводят его до конца или оставляют без внимания существеннейшие и труднейшие стороны христианской жизни, останавливаясь на легчайших, видимых, внешних. Это недоконченное или не как следует направленное воспитание дают лица, которые тщательно соблюдают все установившиеся порядки благочестивой жизни, но мало обращают или совсем не обращают внимания на внутренние движения сердца и на истинное преспеяние внутренней духовной жизни. Это не то что лицемеры, которые намеренно так себя держат для своих особых целей,— нет, они со всем усердием и любовью все исполняют и ограничиваются одним этим или преимущественно этим по незнанию лучшего, по неощущению недостаточности строя своей жизни. Они чужды смертных грехов, но за движениями помыслов сердечных не смотрят. Оттого иногда и посудят. И потщеславятся, и погордятся, и посерчают в чувстве правоты своего дела, увлекутся иногда красотою и утехами, иногда даже обидятся в порывах неудовольствия, поленятся молиться и в молитве расхищаются в помышлениях суетных и прочее подобное — и ничего им. Движения эти малозначительны для них. Сходили в церковь или дома помолились, подали милостыню по заведенному порядку, исправили свои обычные дела — и совершенно довольны и покойны. А что при этом происходит в сердце, им мало заботы; между тем оно может ковати злая (ср.: Притч. 6, 14) и тем отнимать всю цену у их исправной благочестивой жизни.
Это два класса людей — христиан только по имени и христиан неполных, ставших на полдороге. Какую часть христианского общества составляют они, определять не смею. Осмотритесь — и увидите. Но нельзя не желать, чтобы первые опомнились и начали жить по-христиански, а вторые — дополнили недостающее и возревновали стать полными христианами.
Свт. Феофан Затворник. Письма… |