Об истинной жизни во Христе
Но как раскрылся он, так потом начинает жить и действовать под влиянием всех страстных наклонностей и недобрых привычек, особенно своих удельных, ибо не у всех все. Он гневлив, своекорыстен, сластолюбив, горд, завистлив, похотлив, своенравен и проч. …Не то чтобы эти и подобные им страсти действовали в нем поминутно, а как только выпадает случай. Не то также, чтобы он был зазорной жизни,— нет, наружно он бывает исправен и не позволит себе осрамиться пред другими дурнотою нрава: жить напоказ — главная его пружина. Не то, наконец, чтобы в нем не было ничего доброго: Создателем положено в естество наше много добра, и мы при всей испорченности нашей не можем вконец истребить его, так что оно проглядывает и проглядывает. В нем смесь добра со злом. И перевес того или другого зависит от случайностей: ныне рассердился — завтра перенесет обиду; ныне обидел кого — завтра окажет услугу; ныне воздержался — завтра предается всему разгару утешной жизни и т. д. Он действует, как повлечет его свой нрав и сплетение внешних обстоятельств жизни, действует по движению душевно-телесных изменений и по течению окружающих событий, позволяя себе самоуправление настолько, насколько дает ему к тому сил его самолюбие. Неотлучный спутник его — отчуждение от всего Божественного и духовного, от Церкви, от лиц с христианским характером. От святых книг и бесед о святом, хотя случайно иногда и попадает туда, где хотя-нехотя соприкасается со всем этим. Забота о своем спасении и о своей загробной участи никогда не посещает и не тревожит его. При всем том он приятный член общества. Увлекательный собеседник, пользуется общим вниманием, уважением и славою. Только в нем ничего нет, что входит в состав жизни о Христе Иисусе.
Свт. Феофан Затворник. Письма… |