О благодати крещения
Всякий, кто принимает Таинство крещения, кто проходит через купель христианского крещения, как бы вновь прививается к тому благодатному древу, которое насадил Господь в раю в первой человеческой жизни. И апостол Павел, премудрый учитель веры, восклицает: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Вот так, кто крестился во Христа, тот облекся в Него. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27),— поем мы и в праздник Рождества, и в праздник Крещения. <…> И в эти попразднственные дни, когда Церковь еще и еще раз многократно в храме за богослужением своими священными благословениями возвращает нас к мысли о том, что мы вновь обрели Духа Божия, что мы, как бы ни были слабы, грешны, непоследовательны в своих поступках, вновь привиты к благодатному корню, когда дерево из дикого становится благородным, когда его ранее бесплодные ветви приносят плоды. Когда душа наша украшается добродетелями.
Во многих языках мира, в том числе и изначальном для нашего
богословия греческом, то, что мы называем крещением, имеет другое название — «погружение, омовение», раскрывая тем самым как бы внешнюю сторону этого священного действия. А у нас принято другое слово. Не погружение, не омовение, а крещение. Уже не о воде идет речь и не о погружении в воду, а о том, что сказал Христос: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься (Мф. 20, 23). И это принадлежит только русскому языку. И в этом-то и проявилась глубокая сущность нашего русского — подвижнического и аскетического богословского мышления, что наши древние учители и последующие богословы и подвижники смотрели в суть, в самый корень этого события, духовного явления. Не вода омывает душу человека, а готовность идти за Христом, пить из одной с Ним чаши терпения и нести крест, ибо сказал Господь: не может быть тот Моим учеником, который не идет за Мной и не несет креста своего (см.: Мф. 10, 38; 16, 24).
Митр. Питирим (Нечаев)
М., 2009.
|