О благодати крещения
<…> Что нового дало нам, людям, людям всей земли, крещение Господне? <…>
Напомню вам слова одной из первых глав Евангелия от Иоанна — из беседы Господа с Никодимом. Дух,— сказал Господь Никодиму, ученому иудейскому, фарисею,— дышит, где хочет, а не знаешь, откуда приходит и куда идет (ср.: Ин. 3, 8). Дух Божий совершал творение мира, ибо сказано на первых страницах книги Бытия: «Земля была безвидна и неустроенна, и Дух Божий носился над ней» (см.: Быт. 1, 2), преобразуя хаос в устроенную материю. И вот, когда прошли многие творческие циклы, и первые люди согрешили после своего бытия в раю, и человечество все глубже и глубже погружалось в бездну греховную, в бесчувствие, когда само понятие нравов извратило свой смысл, когда долготерпение Божие уже пришло к своему пределу, Господь сказал: «Не может Дух Мой пребывать в людях сих, потому что они только плоть» (см.: Быт. 6, 3), и страшное бедствие постигло человечество — разразился потоп, в котором погибли и люди, и животные, и старцы, и бессознательные, казалось бы, безвинные младенцы — все живое было уничтожено, кроме семьи праведного Ноя и тех живых существ, которых он взял с собой в ковчег…
Дух Божий — это творческая сила. Дух Божий дышит, где хочет, Сам проявляет Свою Божественную силу и волю. Но Дух Божий не может жить там, где человеческий дух, где душа человека, его сознание, его добрая воля теряют свой смысл и извращаются и человек превращается в бессмысленное, плотское, плотяное существо. Есть только один предел для Духа — это бессознательная человеческая сопротивляющаяся Ему жизнь. И вот в том-то величие, и сила, и тайна Рождества Христова, воплощения Сына Божия и крещения Его от Иоанна в водах Иордана, что Господь Своей благой, и премудрой, и доброй волей возвратил Дух Божий человеку.
Митр. Волоколамский
и Юрьевский Питирим (Нечаев).
Свет памяти. Слова, беседы и статьи.
М., 2009. |