Об истинной жизни во Христе
Истинная жизнь во Христе есть жизнь сокровенная, таинственная (мистическая). Апостол Павел называет ее животом, сокровенным со Христом в Боге (Кол. 3, 3); апостол Петр — потаенным сердца человеком (1 Пет. 3, 4); Сам Спаситель — Царствием Божиим внутрь вас (Лк. 17, 21). Но в явлении своем она очень проста. Неведомо как приходит Дух и возбуждает к покаянию. Совершив этот внутренний переворот, Он вооружает верующее сердце на многотрудную борьбу со страстями, руководит в ней и помогает. Эта борьба есть у всякого, более или менее долгая и болезненная; она приводит к чистоте сердечной, ради которой верующий труженик удостаивается и яснейшего постижения истин Божиих, и сладостного ощущения — того и другого в таких чертах, какие точно определены в Евангелии и Писаниях апостольских. Это последнее является уже в конце долгих трудов и многих испытаний как венец наградный…
Все мы, православные христиане, получаем благодать возрождения в Таинстве Святого Крещения и благодатные дары Святого Духа в Таинстве Миропомазания. Это семя благодатной духовной жизни во Христе Иисусе. В период воспитания следует развивать и его наряду с развитием естественных сил человеческой природы, подобно тому как св. Тимофею надлежало по заповеди апостола Павла возгревати в себе полученный им дар с возложением рук священничества (2 Тим. 1, 6; 1 Тим. 4, 14); иначе это семя заглохнет под гнетом злых движений и отправлений нашей жизни, как это и бывает нередко, если не большей частью.
Берите последний случай: семя благодатно-духовной жизни заглушено — и вы получите в человеке возмужавшем или вступающем в жизнь лицо без духа жизни о Христе Иисусе (см.: Рим. 8, 2). Нерадение родителей и воспитателей раскрыть в нем начало, и правила, и требования сей жизни, а еще более недобрые примеры дома и вне, в старших и сверстниках оставляют полный простор раскрытию в нем всех естественных недостатков поврежденного естества нашего.
Свт. Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. М., 2008. |